Занятия для развития мелкой моторики

Ум на кончиках пальцев

Занятия на развитие мелкой моторики сейчас стали золотым стандартам педагогики для малышей и дошкольников.

Почему так важно учить ребенка как можно точнее владеть пальцами рук и всем телом? Дело в том, что изначально кора головного мозга у всех млекопитающих развивалась с целью сделать движения тела более точными и скоординированными. Чем больше разнообразных движений совершает животное, тем больше у него развиты высшие отделы головного мозга.

Способность к речи (а это еще одно, хотя и очень сложное движение, способность к самоконтролю и управлению эмоциями) также связана со способностью контролировать тело. Поэтому чем лучше дети умеют владеть своим телом, тем более эффективно работает их мозг во время обучения, социальных взаимодействий и в ситуации стресса.

Один из наиболее эффективных способов развить мозг малыша — помогать ему совершенствовать точные движения пальцев и кистей рук. И как с любым другим навыком, лучше и эффективнее всего это получается в увлекательных играх с мамой!

Мудрость предков

В традиционных культурах всех стран существовали пальчиковые игры, сопровождающиеся припевами, прибаутками, считалками. Все помнят самые известные русские народные «сорока-ворона кашу варила», «мальчик-пальчик, где ты был». Мамы нежно ворковали с детками и при этом как бы невзначай развивали мелкую моторику маленьких пальчиков. Фольклористы напоминают, что до 3 — 4 часов в день дети в традиционной деревенской семье, зимой, проводили время за играми в пальчики, ладушки, веревочки и просто любые мелкие предметы. Нейропсихологи говорят, что не так уж много современных детей могут, например, одновременно кидать мячик в стенку, рассказывать считалку и следить за соблюдением правил (как в игре «я знаю пять имен мальчиков…»), в то время, как дети, выросшие в традиционных культурах, легко справляются с подобными «мультизадачными» активностями.

После трех уже поздно? Нет! Новые нейронные связи образуются в мозге каждый раз, когда мы совершаем новое движение.

Идеи для занятий с малышом дома

Сейчас в продаже есть множество книг и пособий с упражнениями на развитие мелкой моторики. Но вы наверняка и сами сможете придумать массу игр и занятий с теми предметами, которое у вас под рукой.

Игры с фактурами

Игры с водой

Старайтесь давать ребенку как можно больше разнообразных предметов для ощупывания и изучения. Пусть в доступе у малыша будут кастрюльки и крышки, коробки, баночки и ящички самых разных размеров. Пусть он попробует шершавое, гладкое, твердое, мягкое, теплое и холодное. Знакомится с деревом и пластмассой, шерстью и шелком, железом и мрамором. А уж на прогулке какое раздолье: палочки, камушки, листья и каштаны, — сколько разных текстур! Самое главное, играйте со всем этим вместе. Показывайте, называйте, просите подумать, на что похож предмет и как его можно использовать. Только не забывайте, что детей до трех лет нельзя оставлять наедине с мелкими предметами.
  • Переливайте воду из стакана в стакан. Когда ребенок научится ловко с этим справляться, сделайте в стакане пометку фломастером или наклейкой и просите налить воду точно до этого места.
  • Учите малыша набирать и выжимать воду губкой.
  • Покрасьте воду в разные цвета с помощью гуаши или акварели (или естественными красителями — свекольным или морковным соками, например) и покажите ребенку, как набирать воду пипеткой и переливать в другую емкость.

Какое направление занятий выбрать?

Есть масса различных методик, развивающих пальчики и мозг малыша. И на самом деле, не так уж принципиально, какую вы выберете.

Для детей гораздо важнее наша вовлеченность. Выбирайте направление, которое радует ваше сердце. Любите традиционную культуру и обожаете петь? идите в фольклорную студию. Нравится идея колеса года, ритуалов, взвешенности и умиротворения? Добро пожаловать на вальдорфские занятия. Больше по душе размеренность и порядок, четкость  аккуратность? Выбирайте методику Марии Монтессори.

Не можете определится? Попробуйте разное! Детки тянуться за тем, что доставляет нам удовольствие, они интуитивно понимают: раз мама-папа-бабушка так увлечены, на это стоит обратить внимание, стоит стараться. Чтобы быть в этом таким же хорошим и успешным, как любимый взрослый.

Мамы могут многое!

Один из хороших способов скомпенсировать отсутствие большой разновозрастной деревенской компании, постоянно играющей друг с другом, — это играть со своим малышом каждый день в пальчики и ходить на занятия туда, где ребенок увидит, как это весело, водить хороводы и играть в ладушки вместе.

Уже с года малыши с удовольствием участвуют в коллективных играх, учатся управлять непослушными ладошками, соблюдать очередность и правила, замечать, называть и контролировать свои эмоции, когда что то не получается или, наоборот, удается.

Пальчиковые игры

В первые годы жизни именно эти игры незаменимы для развития мозга. Когда детки подрастают, пальчиковые игры можно усложнять — это активизирует речевые центры мозга, развивает умение малыша подражать взрослым, вслушиваться в нашу речь и понимать ее. Во время таких игр ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! Произвольно управлять своим вниманием, ребенок научится только  к возрасту 6 -7 лет и от этого во многом будут зависеть его школьные успехи.

А еще с помощью пальчиковых игр хорошо развивать фантазию и воображение. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! При желании вы найдете много пальчиковых игр в книгах или в интернете.

Бусины, шарики и камешки могут стать развивающим материалом!

Идеи для домашних занятий

Вовсе не обязательно ходить в развивающие центры и группы, дома есть масса возможностей для развития мелкой моторики!

Лепите!

Запаситесь глиной и пластилином, подходящими по возрасту для вашего ребенка. Делайте с малышом соленое тесто и лепите из него фигурки. Привлекайте детей к помощи в приготовлении еды — особенно когда печете. Все малыши любят возится с тестом! Глину, тесто и пластилин можно щипать, катать, давить, мять и вытягивать. Если есть возможность, заведите дома песочницу с кинетическим песком — его обожают все дети и готовы часами играть с песком, оттачивая движения кисти и пальцев.

Игры с мелкими предметами

Наверняка в каждом доме есть мозаика, фасолинки и макаронинки, бусинки, различные шарики и камешки. Из них можно выкладывать узоры. Учится брать их пальчиками, а не всей ладошкой, пытаться сортировать большие и мелкие предметы, например, выбирать фасоль из гречки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.